Звонок из прошлого, или Белые страницы истории
До узбекского городка Алмазар не так сложно добраться из столицы. Янгиюльсий район Ташкентской области. Правый берег реки Чирчик. Местные жители при виде незнакомцев с камерами удивленно озираются по сторонам. Сюда нас завела очередная тема журналистского репортажа. Задача не из легких – найти тех, кого в принципе здесь мало кто знает. Белые страницы истории. Один из прохожих соглашается стать нашим проводником, и вскоре мы оказываемся на месте. Маленькое кладбище этого поселка ничем не отличается от других. Ухоженные могилки, редкие посетители. И памятник в форме большого креста – как дань памяти тем, кто волею судьбы приехал на эту землю и остался здесь навсегда.
- А еще что эти люди умели делать все - так мне рассказывал о похороненных здесь мой прадед, - признается председатель махали поселка «Алмазар» Абдулла Турсунов.
- Здесь ведь тоже покоятся чьи-то родные и друзья, поэтому я всегда ухаживаю за этой могилой, - рассказывает сторож Алишер Нурашев.
- А я знаю историю этого памятника – вдруг раздается голос за спиной и мы оборачиваемся. - Абдурахим Ганиев, активист махалли – учтиво здоровается мужчина. - Я работал в городе, но часто приезжал сюда, в этом кишлаке жил мой тесть. Однажды на этом кладбище собралось много народу, и тогда тесть рассказал мне, что здесь похоронены польские солдаты. Были и ветераны-поляки, но они давно умерли и тоже похоронены здесь. Жизнь скоротечна, в свое время польские солдаты воевали за нас, на фронте сражались плечом к плечу с нашими воинами. И конечно, мы помним о них.
Еще 15 лет назад об этой дате в поселке мало кто знал. Ровно 70 лет назад армия польского генерала Владислава Андерса из России была переброшена в Узбекистан. Интернированные солдаты были расселены по всей территории республики и сформированы в дивизию. С января до конца августа 1942 года командование польской армии дислоцировалось в Янгиюле Ташкентской области Узбекистана, отдельные части располагались в районных центрах республики, а также в Казахстане и Киргизии. Более 2000 поляков умерло в госпиталях и больницах, расположенных в местах их временного пребывания, - Янгиюле, Алмазаре, Джизаке, Нарпае, Китабе, Шахрисабзе, Гузаре, Канимехе, Кермине, Яккабаге, Чиракчи и Маргилане. Местные жители быстро подружились с солдатами, делили с ними воду и хлеб, несмотря на нелегкие военные годы.
Жители маленького кишлака «Алмазар» мало знают об этой истории и трагической судьбе поляков, потому что в то время это была закрытая информация. Но все равно ухаживают за могилами, где покоятся польские военные. Ведь где-то в далекой Польше так же покоятся и узбекские солдаты, и местные жители тоже возлагают цветы к могилам иностранцев….Все начало проясняться в начале 90-х годов. В страну стали приезжать делегации и оставшиеся в живых ветераны. Усилиями узбекских и польских историков имена военных были восстановлены. Теперь их можно прочесть на установленных по всему Узбекистану обелисках. Мемориал памяти установлен и перед Римско-католическим храмом в городе Ташкенте. Он не связан с захоронениями солдат, этот памятник – символ благодарности от польского народа узбекскому за то, что они поддерживали во время второй мировой войны тех солдат, которые к ним попали. Теперь жители кишлака заново начали узнавать историю второй мировой войны. Хотя в учебниках об этом ничего не сказано.
Наше расследование прояснило кое-какие факты, но уезжали мы из поселка без особого энтузиазма. Ведь главной целью приезда было найти хоть кого-то из родственников или друзей тех самых польских солдатов. Поскольку контактов ни у кого не сохранилось, вся наша надежда была лишь на то, что нам повезет, и мы встретим их на этом кладбище. Уезжая, я еще раз оглянулась на памятник. Потом достала блокнот, быстро написала на нем комбинацию цифр и аккуратно положила листочек у края могилы. «Поехали уже! – поторопил меня оператор – Поужинаем в поселке и через пару часов начнем собираться в город. Скоро стемнеет».
До отъезда оставалось совсем немного. Скоро мы снова будем в Ташкенте и второй раз вряд ли приедем искать родственников польских солдатов снова…»Мы уезжаем! – забирается в машину оператор и подает мне руку. Я еще раз оглянулась на поселок. Грустные размышления прервал звонок мобильного. Незнакомый номер на дисплее и я сразу отвечаю на звонок. «Здравствуйте, как хорошо, что вы взяли трубку. – раздался на том конце провода женский голос. Неуловимый акцент выдавал иностранку. - Завтра я улетаю на Родину в Польшу, здесь гостила всего две недели – приезжала на могилу дяди, он был солдатом в армии генерала Андерса. Вы еще не уехали из поселка? Я с удовольствием дам вам интервью и расскажу свою историю».
Вместо эпилога: Вероятно, если бы сегодня мобильная связь так прочно не вошла в нашу жизнь, вряд ли мне удалось бы сделать этот репортаж. Вероятно в тот момент, когда моя героиня получила бы мои контакты, я была бы в дороге, а домашний или рабочий номер оказался бы недоступным. Она бы уехала и я никогда не узнала бы о том, что на самом деле скрывали белые страницы нашей истории.
Ромина Тулякова, абонент Ucell с 2010 года
Поделиться в соц. сетях